Перевалы Исиртгеле и Таниэсгеле

В данной статье нет никаких описаний каких-либо достопримечательностей. Только технический отчет с ниткой маршрута и пояснительными фотографиями, рекомендациями касательно стоянок и прочей полезной информацией.
Август 2012 г.

Необходимые документы

Для прохода по этому маршруту необходимо заранее позаботиться о пропуске, в пограничной полиции, там где его могут выдать - в Тбилиси, или в Барисахо (и еще где-то возможно, но вряд ли здесь, на маршруте).
» Адреса и телефоны департаментов

Техническое описание участка

⇒ река Георгициминда
⇒ перевал Исиртгеле
⇒ река Таниэсцкали
⇒ озеро Таниэстба
⇒ перевал Таниэсгеле
⇒ поселок Атабе

» скачать карту (1409x1381 px, 1,37 Mb)
Масштаб 1:5000, клетка на карте - 1 км.

Если не отмечено специально, то стороны указаны орографически. В описании приведено мое чистое время движения (обстоятельства иногда его увеличивали - поиск тропы, скользкий участок и т.п.). Наличие и уровень воды, видимо, низкий.

Описание с пояснительными фотографиями
Шоссе от Шатили вверх по реке Аргун идет по левому берегу, потом по правому и опять переходит на левый. Именно в этом месте в Аргун впадает р. Георгициминда. Стоянки есть на Аргуне и в самом начале реки Георгициминда (1660 м.).

Вид вверх по ущелью от устья реки Георгициминда.

Дорога вверх по правому берегу до поселка (10 минут). Перешел на левый берег, и шел по могучей тропе серпантином вверх. Примерно 1 час до левого ущелья (1900 м.) стоянок нет, дальше они возможны часто. Возможно, этот участок можно было идти по правому берегу, у домиков рядом с рекой, тропы сходятся. Еще 45 мин до перехода на правый берег у летовки.
Хорошая тропа до ручья с водопадом - 35 минут (2400 м.). До этого места люди, летовки, скот. Далее, более слабая тропа по травянистому склону - 30 минут. Еще более слабая тропа поднимается под правый борт и выходит в широкую долину ручьев - 30 минут. Хорошее место для стоянки (2550 м.). Дальше до перевала стоянок нет, а вода далеко в левом ручье. Подъем на перевал по гребню травянистого отрога.

Путь подъема на перевал Исартгеле с востока.

Тропы не нашел. По траве шел примерно 3 часа. Дальше по сыпухе, потом пробирался по краю разрушенных скал слева по ходу (см. нижеследующее фото) до основного хребта и по нему небольшой спуск к перевалу (3486 м., 1 час 20 минут).

Разрушенные скалы и осыпь в конце подъема
на перевал Исартгеле с востока.
  Спуск с перевал Исартгеле на восток
(место стоянки, ручей с водопадом, долина реки Аргун).

На перевале можно поставить палатку. Вода есть немного ниже в ручье, который течет из снежника, но быстро уходит под камни. Спуск по сыпухе (20 минут) и дальше (без тропы, по следам), по морене (25 минут) и по узкому ущелью без ручья

Спуск с перевал Исартгеле на запад
(долина р Ковгра, место стоянки на траве и впадение реки Таниэсгеле).

до полки с возможными стоянками, 10 минут (отмечена точкой на следующем фото). Но воду сюда нужно нести с перевала или спуститься к ней (появляется в ущелье метров на 50 ниже). Далее спуск по узкому ущелью вокруг ручья, по высокой, скользкой траве до стоянки в траве (2840 м., 1 час 10 минут), дальше стоянок нет.

Вид на перевал Исартгеле с запада. От стоянки на траве.
Точкой отмечено место возможной стоянки без воды.

Предположительно на участке между Исартгеле и озером Таниэстба были получены химические ожоги (с пузырями) от какого-то растения. Возможно, борщевик.

До правого притока еще 1 час 25 минут по очень слабой тропе (2300 м.). В месте впадения переход на правый берег и по склону в траве высоко над рекой по слабой тропе (1 час 20 минут).
Далее хорошая тропа у реки до впадения Таниэсцкали - 35 минут (1950 м.). Возможны стоянки. Мостик на левый берег к пограничникам. По их сведению тропа вниз по реке Ковгра хорошая и вода в бродах в этот момент была низкая.
Вверх по Таниэсцкали и далее – скотогонная тропа. До озера 2 часа (2230 м.). Стоянки возможны примерно через час пути и около озера. Не особо хорошие. Скот.

Вид от озера Таниэстба на перевал Таниэсгеле.

До перевала Таниэсгеле по тропе 3 часа 25 минут (3040 м.). На перевале – широкое плато. Последний час тропа идет не вдоль ручья, а по площадкам левого склона. На этих площадках и на перевале можно стоять, но воды не видел.
На перевале кроме нужной тропы налево, есть тропа направо. Пограничники говорили, что по ней можно спуститься к пос. Цинхаду (на юг), а можно и пройти к перевалу Колотонисгеле и в соседнее ущелье реки Цкарастави (на север).
Спуск с перевала налево по скотогонной тропе (она указана на советской карте) до поселка Укайхаду (река Горшаглисцкали, верховья Хевсурской Арагви) занял 1 час 45 минут. Стоянки только у реки недалеко от домов (1800 м.).

Путь спуска с перевала Таниэсгеле на юг.

До поселка Атабе по дороге - 55 минут. Далее до поселка Гудани также по дороге (около 12 км), но говорят, что лучше идти по тропе через небольшой перевал. В Гудани есть прямой автобус до Тбилиси (отходит около 12.30).
Долину Ковгры и пер. Исартгеле коммерческие группы не посещают, но туристы ходят (в основном из Чехии).

Ориентировочное время

3 часа 20 минут
5 часов 25 минут
2 часа 40 минут

Описание подготовил Александр Златопольский. Август 2012 г.